на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Автор курса: Софья Анатольевна Зинченко, кандидат искусствоведения, штатный доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики»Предметом курса «Первобытное искусство» являются особенности сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как живопись, скульптура, петроглифы) эпохи первобытного общества.

Цель курса: формирование у слушателя представлений о месте и роли первобытного искусства в мировой истории, о стилистических особенностях искусства первобытного общества в целом, а также - о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам, объединенных понятием первобытная эпоха.

Задачи курса:

1) познакомить слушателей с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках первобытного общества;
2) определить значение первобытного искусства в мировой истории искусств;
3) раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в первобытных обществах;
4) охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов первобытного искусства;
5) выявить стилистические особенности основных видов искусства эпохи первобытного общества;
6) раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры;
7) обозначить пути преемственности первобытного искусства с художественными культурами Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Дальнего и Ближнего Востока. 

Выпускник будет представлять:

  • основные периоды в истории первобытного искусства;
  • особенности формирования и развития первобытного искусства;
  • музейные собрания и коллекции памятников первобытного искусства

И знать:

  • стилистические признаки  памятников каждого из изучаемых этапов первобытного искусства;
  • технико-технологические особенности основных памятников первобытного искусства;
  • основные произведения первобытного искусства;
  • основные труды по истории первобытного искусства;
  • основные термины, применяемые при изучении первобытного искусства

Особенность данного курса лекций заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей сочетать типологический и хронологический подходы в изучении художественных традиций первобытного общества. Информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит с исторической обстановкой периода и эволюцией основных мировоззренческих представлений, с характерными для эпохи эстетическими принципами. После теоретических разделов даются перечни памятников, сгруппированных в самостоятельные подразделы, с указанием их основной специфики. Изучение конкретных произведений ведётся через призму новейших теоретических разработок с анализом достижений и проблем современного искусствознания.

Хронологические рамки курса «Первобытное искусство» - от верхнего палеолита до раннего железного века.  Ограничение по хронологическим рамкам данного курса началом железного века объясняется тем, что основные художественные особенности и качества культур раннего железного века рассматриваются в курсах «Искусство Древнего Востока», «Искусство Древней Греции», «искусство Древнего Рима», «Искусство древних иранцев».  

Актуальность курса состоит в том, что в нём освещается искусство одного значимых периодов в истории человеческой цивилизации. Рассмотрение первобытного искусства в рамках курса идёт во взаимосвязи с общим историко-культурным процессом, т.е. курс ориентируется на получение в ходе его изучения комплексного представления об изобразительной деятельности первобытной эпохи, что позволяет существенно расширить сферу практического профессионального применения данного учебного предмета.

Принципы построения курса.

В курсе рассматриваются основные виды искусств первобытного общества: живопись, петроглифы, скульптура.

Курс состоит из 8 разделов. Первые два раздела посвящены основным теоретическим проблемам первобытного искусства, без понимания которых невозможно рассмотрение художественных культур первобытного общества. Последний раздел посвящен подведению итогов изучения первобытного искусства и позволяет определить место  и роль данного период в истории искусства.

Разделы, посвящённые искусству палеолита и мезолита, дают материал комплексно, без деления  на отдельные территории. Начиная с эпохи неолита, в связи с усилением локальных качеств художественных культур, материал разделён на приоритетные для неолита культурно-хозяйственные типы (искусство охотников-рыболовов и искусство ранних земледельцев). Для искусства бронзового века характерно усиление миграционных процессов и, следовательно, сложения огромного количества разнообразных видов художественных культур, поэтому материал подан с учётом географии расположения основных памятников (искусство юго-восточной Европы, искусство Урала и Западной Сибири и т.д.).

В связи с крайней сложностью в датировании и невозможностью чётной хронологической привязки, мегалитические сооружения как важные компоненты первобытного искусства, выделены в отдельный раздел.   

При подготовке курса учтены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных учёных, что отражено в подборе рекомендуемой литературы. Круг обязательной литературы рассчитан на общее ознакомление с материалом,  то время как дополнительные списки позволяют боле углубленно раскрыть предлагаемые вопросы и темы.

Результаты курса:

  • понимание специфики художественно-образной структуры искусства первобытного общества;
  • возможность анализировать  памятники  искусства с точки зрения проблем культуры его создавшей;
  • атрибутировать произведения первобытного искусства;
  • уметь ориентироваться и работать с  основными трудами по искусству первобытного общества;
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением первобытного искусства.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

1   занятие – ВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА.
История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства. Генезис изобразительной деятельности.

2 занятие  - ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. Монументальное искусство палеолита. Ч.1

3 занятие – ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. Монументальное искусство палеолита. Ч.2. Скульптура палеолита

4 занятие – ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА.

5 занятие - ИСКУССТВО НЕОЛИТА. Искусство племён охотников и рыболовов

6 занятие-  ИСКУССТВО НЕОЛИТА. Искусство ранних земледельцев

7 занятие - ИСКУССТВО БРОНЗОВОГО ВЕКА.

8 занятие - МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

9 занятие – Традиционное искусство народов Тропической Африки

10 занятие – Традиционное искусство народов Севера

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Раздел 1. Введение в изучение первобытного искусства.

Тема 1. История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.

Выдающиеся ученые-первооткрыватели первобытного искусства: М. де Саутуола, А. Брейль, А.Леруа-Гуран, А. Ламинь-Эмперер, П.П. Ефименко, А.П. Окладников, С.Н.Замятин Эволюция в открытиях  первобытного искусства: от введения в научный оборот  до интерпретаций. Основная профессиональная литература, периодические издания. Основные научные центры по изучению первобытного искусства.
Понятие “первобытный синкретизм”, «ритуал», “изобразительная деятельность”, “пещерная живопись”, “наскальная живопись”, “петроглифы”, “геоглифы”.

Источники для изучения первобытного искусства. Методы, применяемые в изучении первобытного искусства: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Методы описания памятников первобытного искусства. Микротопография памятника, его членение на естественные части, отображение в отчёте. Унификация языка описания. Сочетание словесного и графического описаний.

Периодизация первобытного искусства.

Функции  искусства в первобытном обществе.

Основные черты искусства первобытного общества: коллективность,  гомогенность, ограниченный репертуар тем и сюжетов.

Техники и технологии, применяемые в первобытном искусстве. Активное использование плоскости камня в творческом процессе. Взаимосвязь (композиционная и смысловая) искусства и окружающей среды.

Основные темы и сюжеты первобытного искусства.

Стиль и стилизация в первобытном искусстве. Стиль и периодизация. Изобразительные инварианты как неделимые элементы, из которых складываются стили первобытного искусства.

Тема 2. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства

Проблема распространения памятников первобытного искусства.

Франко-кантабрийский регион и его роль в проблеме определения топографических рамок искусства первобытности. Статья А. Брейля “Франко-кантабрийский регион как родина первобытного искусства”. Палеолитическое искусство  - европейский феномен или всеобщее явление? «Белые пятна» -  отсутствие памятников или недостаточная изученность? Открытие во второй половине XX века памятников палеолитического искусства. Новейшие находки в Англии, Южной Африке, Австралии и на Ближнем Востоке, существенно расширившее представление о рамках искусства палеолита.

Расширение ареала распространения искусства в эпоху мезолита и неолита.

Проблемы хронологии в первобытном искусстве. Условность хронологических рамок искусства мезолита и неолита.

Хронологические классификации А.Брейля и А.Леруа-Гурана. Поправки А.Д. Столяра. Радиоизотопные методы датирования живописи. Метод AMS и его роль для датирования памятников первобытного искусства. Открытие пещеры Шове и необходимость обновления хронологических классификаций.

Обновлённая хронология М.Лорбланше, П.Бана и Ж. Комбье.

Раздел II. Проблемы генезиса изобразительной деятельности

Основные теории о происхождении современного человека. Неандерталец и его роль в антропо- и культурогенезе. Эволюция человека и происхождение искусства. Генезис изобразительной  деятельности как следствие  усложнения  представлений древнего человека о мире и мироустройстве.

Изобразительная деятельность - показатель высокого уровня прогрессирующей интеграции природы и культуры, эмоций и разума.

Гипотезы происхождения изобразительной деятельности: игровая, магическая, мифологическая, компенсаторная, демонстрации трофеев, экологическая (демографическая), эстетическая. Основные положения, причины их несостоятельности. Гипотеза информационного взрыва как наиболее перспективная на современном этапе развития знаний о первобытном искусстве.

Время и условия появления изобразительной деятельности. Вопрос о мустьерском искусстве. Статуэтки из Берехат-Рам и Тан-Тан – неандерталец или Homo sapiens?

Ассиметрия, антропогенез и искусство: симметрия и ассиметрия в природе; межполушарная ассиметрия у человека и этапы её формирования; асимметрия головного мозга и изобразительная деятельность.

Взаимосвязь процессов сложения и эволюции языка и искусства. Конкретность описания образов как отличительная черта древних языков. Дефицит абстрактных понятий.

Условия появления изобразительной деятельности. Изображение как первая ступень абстрагирования. Функциональная дифференциация полушарий головного мозга – основное условие появления изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность детей как «биогенетическая» модель происхождения искусства. Основные стадии художественного творчества детей (доизобразительная, схематическая, физиопластическая, стадия правдоподобных изображений, стадия правдивых изображений) как этапы формирования и развития изобразительной деятельности. Характерные черты детского рисунка (схематизм, симметрия и ритм, непропорциональность, «рентгенографичность», многоэпизодность) и их взаимосвязь с художественными особенностями первобытного искусства.

Раздел III. Искусство верхнего палеолита.

Хронология искусства палеолита: основные этапы изобразительной деятельности палеолита и их характеристика. Художественно-образные особенности искусства палеолита: специфика сюжета, композиционных построений, основные стилистические приёмы.  

Тема 1. Монументальное искусство эпохи палеолита

Основные «центры» и ансамбли монументального искусства. Хронологические границы создания и функционирования. Технико-технологические особенности монументального искусства. Основные цвета, полихромия. Особенности композиционных приёмов в пещерных ансамблях. «Правила» размещения основных сюжетных циклов в пещерах.

Анимализм как ведущая  сюжетная линия  в живописи и петроглифах. Тема человека в живописи и петроглифах палеолита: специфика художественно-образной программы (сцена на сталагмите в Дальнем зале пещеры Шове, изображение “колдуна”  из пещеры Труа Фрер, изображение на  стенах колодца в пещере Ласко, сцена из Зала картин пещеры Виллар).

Знаковые и орнаментальные мотивы в ансамблях палеолита и их значение. Тектиформы, клавиформы (изображения из пещеры Кастильо).

Памятники пещерного искусства. Живопись и петроглифы Франко-кантабрийский регион: ансамбли пещер Коске, Шове, Ласко, Руффиньяк, Пеш-Мерль и Куньяк, Фон-де-Гом, Нио, , Труа Фрер и Тюк-д’Одубер, Альтамира, Кастильо, Ла Монедас, Экен. Капова пещера – памятник палеолитического искусства на территории России.

Памятники пещерного искусства. Рельефы. Лоссель, Труа Фрер, Ла Магдален, Англь-сюр-Англен, Кап Блан

Наскальные изображения на открытом воздухе – проблемы обнаружения и датирования.
Памятники. Петроглифы долины р. Коа (Португалия), Верхний Форнол (Франция. Департамент Верхние Пиренеи).      

Тема 2. Искусство малых форм в период палеолита.

Искусство малых форм: гравировки и резьба на камнях, кости, роге. Дискуссия о своеобразии путей развития искусства малых форм. Основные «центры» местонахождения искусства малых форм.

Характерные черты композиции и сюжетного решения. Абстрактные узоры и зарождение орнаментальных мотивов на образцах из Мальты, Мезина.

Памятники «мобильной графики». Изображения из гротов Ларте, Тейжа, Шаффо, Ниж.Ложери, Истюриц.
Антропоморфный комплекс в скульптуре. Палеолитические “Венеры”: особенности формообразования и содержательной структуры. Основные материалы и технологии. Проблема интерпретации.

Анималистические образы в палеолитической пластике: специфика художественно-образной программы.
Памятники скульптуры палеолита. Венера  из Виллендорфа, Венера из Леспюг, Венера из Савиньяно, Венера из Брассемпуи, Венера из Долни Вестоницы, Венеры из стоянок  Костенки, Гагарино, Мальта, Буреть.

Изображения животных на копьеметалках, жезлах (копьеметалка из Мас д’Азиль). Статуэтки с изображением животных из Каркассона, Зарайска.

Раздел  IV. Искусство мезолита.

Особенности мезолитической культуры и их отражение в изобразительном искусстве: изменение климатических условий, переориентация охоты с крупного зверя на мелкую дичь, превращение охоты из коллективной в индивидуальную, вхождение в широкое употребление лука, возрастание роли рыболовства, появление мелкосемейных коллективов. Разница в развитии южных (удалённых от зоны распространения ледника) и северных регионов. Свидетельства об усложнении мировоззрения человека: появление древних родовых кладбищ и предметов быта в погребениях.

Дискуссия о паузе в художественной деятельности между концом палеолита и мезолитом. Гальки азильской культуры.

Проблема датировки мезолитических памятников. Малочисленность мезолитических памятников, крайняя редкость в мезолите предметов мелкой пластики.

Повествовательность, отражающая попытки человека отразить некий сюжет, разворачивающийся во времени;  приоритетное изображение человека и действия; схематизация образов; появление более расширенной сюжетной программы и многофигурных композиций; резко ограниченная цветовая гамма и исчезновение полихромии - основные черты искусства мезолита.

Мезолитическое искусство – путь от схематизма к знаку. Четыре стиля мезолита (по В.Б. Мириманову).
Пещера Аддора (Сицилия) как возможно первый памятник, «формулирующий» специфику художественной программы мезолита.

Наскальные комплексы на территории Испанского Леванта  (Восточная Испания) - основные центры мезолитического искусства. Характерные черты «левантийского» искусства: небольшой размер; изображения, выполненные силуэтом, без передачи светотени; ограниченность цветовой гаммы (буро-красная, чёрная, реже белая краски); повествовательные композиции.

Петроглифы Гобустана (Кобыстана. Азербайджан) - особенности сюжетов, композиции, технологии изготовления.

Комплекс  Зараут-Камар и специфика его росписей.

Памятники на территории Европы. Аддора (Сицилия), Испанский Левант - ущелья Вальторта, Когул, Кантос-де-ля-Визера (Восточная Испания), Каменная Могила (Украина), Гобустан (Кобыстан, Азербайджан), Чинна-Хитта и Чува-Хвараб-Нохо (Дагестан).

Памятники на территории Азии. Зараут-Камар (Узбекистан), Грот Шахты (Таджикистан), Бхимпетка (Индия).

Раздел V. Искусство неолита.

Появление зональной неравномерности, “неолитическая” революция, переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление новых материалов (керамика, ткань). Появление новых ремёсел (ткачество, гончарство). Неравномерность процессов неолитизации: резкий скачок на территориях Переднего и Среднего Востока, Египта, Индии, Китая, Японии, позднее на юго-востоке Европы и замедленность темпов перехода на территориях северо-запада Европы, Урала и Сибири.

Изменения в духовной культуре: трансформация взаимоотношений человека и природы, появление новых элементов  в мифо-ритуальной системе, формирование трёхчленной модели мира. Появление в языке обобщённых понятий как свидетельство усиления символического аспекта сознания.

Переход от схематического изображения к знаковому. Преобладание орнаментальных форм изображения. Знаки (кресты, спирали, треугольники, ромбы) как свидетельства  о существовании достаточно сложных символических представлений.

Усиление локальных особенностей в изобразительных традициях различных культурно-исторических регионов. Локальные особенности как проявление различий в мировоззрении неолитических культур.
Основные виды искусства в неолите. Основные цвета, материалы и технологии. “Ренгенографические” рисунки.   

Особенности композиции и основные темы неолитического  искусства.

Тема 1. Искусство племён охотников и рыболовов.

Характерные черты хозяйственного комплекса  у неолитических племён охотников и рыболовов. Ареал обитания племён охотников и рыболовов в неолите.

Петроглифы как специфический вид монументального искусства. Проблемы датирования петроглифических ансамблей. Стилистические приёмы, техника исполнения как важные аргументы при датировании памятников.

Особенности композиции и основные темы петроглифов постпалеолитического времени как свидетельства нового этапа в развитии изобразительного искусства.

Основные техники, применяемые при исполнении петроглифов (выбивка, гравировка, резьба, шлифование). Цвета, используемые в петроглифах.

Связь петроглифов с ритуально-культовой практикой.

Главные  центры локализации петроглифов:
 1)    Зона севера Восточно-Европейской равнины (Скандинавия, Кольский п-ов, Карелия). 
  Взаимосвязь месторасположения, материала и композиции ансамбля, основные сюжеты. Преобладание выбитых в камне силуэтных изображений небольшого размера. Сходства и различия онежских и беломорских петроглифов.
Памятники. Бесовы следки, Залавруга I и II, петроглифы Онежского озера, петроглифы Скандинавии (Нордленд).
2)    Зона Урала.

Основные районы расположения петроглифов Урала: восточный склон Среднего Урала (писаницы на скальных выходах по рекам Тагил, Нейва, Режа и Исеть) и западный склон Южного Урала (писаницы на скальных выходах по рекам Ай и Юрюзань ).

Характерные черты этого региона: черты сходства с петроглифами севера Восточно-Европейской равнины (солярные знаки, изображения людей с трёхпалыми руками) и петроглифами Сибири (лоси в «скелетном» стиле); расположения изображений на вертикальных плоскостях, применение техники росписи.

Памятники. Петроглифы на реках Тагил и Нейва.
3)    Зона Сибири и Дальнего Востока
Основные районы расположения петроглифов: берега рек Лены, Амура, Ангары, Енисея, Томи, Прибайкалье, Якутия, Чукотка.

Характерные черты сибирских и дальневосточных петроглифов: особенности композиций, взаимосвязь  с ритуальными празднествами, проводимыми  в данном регионе, техники исполнения, приоритетные сюжеты. «Ангарский» и «минусинский» стили.

Памятники. петроглифы верховьев р. Ангара, Томская писаница, Усть-Туба (Енисей), Оглахты (р. Енисей, Суханиха (р. Енисей).
4)    Зона Алтая.

Основные районы расположения петроглифов: Монгольский Алтай (комплексы Цагаан-Сагаа и Байга-Ойгура), Горный Алтай (урочище Калгуты).

Особенности стилистики, сюжета и техники исполнения.

Памятники. петроглифы Цагаан-Сагаа.

Пластика племён охотников и рыболовов. Основные материалы (глина, дерево, рог, реже камень). Миниатюрные фигурки зверей, птиц.

Памятники. Предметы из Горбуновского и Шигирского  торфянников.

Тема 2. Искусство ранних земледельцев

Ареал обитания племён ранних земледельцев в неолите.  Первые центры культуры ранних  земледельцев. Основные черты культуры ранних земледельцев: появление осёдлых поселений, сложение земледельческой символики, развитие ремесла. Изменения в мировосприятии и его влияние на особенности художественной культуры. Протоземледельческие культы и ритуалы. Художественная культура ранних земледельцев как важный компонент ближневосточных и античных цивилизаций. «Жизнь» основных типов изображений и сюжетов искусства ранних земледельцев в традиционной культуре.

Характерные черты планировки раннеземледельческих посёлков. Сырцовый кирпич как основной строительный материал. «Храмовые постройки» ранних земледельцев.
Памятники. Планировки Иерехона,  Чатал-Хююка и Хаджилара.

Особенности формально-содержательной структуры пластики ранних земледельцев. Трасформация в представлениях о женском образе в искусстве по сравнению с пластикой палеолита. Типы статуэток в художественной культуре ранних земледельцев. Материалы и особенности технологии. Роль раскраски и орнамента.

Изображения животных  пластике ранних земледельцев.

Памятники. Статуэтки из Чатал-Хююка, Лепенского Вира.

Керамика как новый вид искусства. Основные типы сосудов. Особенности композиции, главные сюжетные темы росписей сосудов и их взаимосвязь с “картиной мира” ранних земледельцев. Понятие цветовой гармонии. Роль орнамента в системе декора сосуда. Появление локальных черт в орнаментировке сосудов.

Памятники. Сосуды из Хаджилара..

Росписи святилищ в Чатал-Хююке: проблемы реконструкции и особенности художественно-образной программы.

Памятники. росписи святилища VI и VII слоёв в Чатал-Хююке.
    
Раздел VI. Искусство бронзового века.

 

Изменения в сфере производства – появление технологии плавки и обработки меди. Сложные миграционные процессы. Сложение специфических культурно-хозяйственных типов и особенностей их художественных культур. Более явные и более многочисленные, чем в неолите следы сакрализации загробного мира. Разнообразие и изобилие изобразительного материала, дошедшего с периода бронзового века. Характерные черты искусства бронзового века: сохранение в бронзовом веке изобразительных традиций неолита (господство знаковых форм и усиление символизма), активное развитие орнаментики, заметное превосходство локальных особенностей.
   
Тема 1.  Искусство бронзового века на территории Европы.

Основные центры искусства бронзового века на европейской территории:
1)    Юго-восточная Европа.
Кукутени-Триполье и Крагуевац  Винча как оседло-земледельческая культуры. Основные черты культурно-хозяйственного типа культур Юго-восточной Европы. Глина как основной материал для сосудов и пластики. 

Расписная керамика. Сосуды Кукутени – Триполья как единство технологии, дизайна формы и художественной росписи. Основные орнаментальные элементы и мотивы (круги, спирали, ромбы, «меандры»). Стадии развития орнамента в культуре Кукутени-Триполье. Зоо – и антропоморфные мотивы. Цветовая гамма  и специфика композиционных приёмов трипольских сосудов. Дискуссии о значении трипольской орнаментики.

Памятники. сосуды из поселения Варварка VIII,  Лука Врублевецкая.

Мелкая пластика. Классификация кукутени-трипольских статуэток: основные типы и подтипы. Отражение в классификации эволюции трипольской пластики . Узоры и техники их исполнения в трипольской пластике. Цветовая гамма и её семантика. Близость художественно-образной структуры кукутени-трипольсктх статуэток произведениям с территорий Ближнего Востока и Средней Азии (Телль-Халаф, Намазга-тепе): вопрос о тесном взаимодействии двух линий в развитии художественной культуры земледельцев (стадиальной и регионально-хронологической).

Памятники. статуэтки из Луки Врублевецкой, Русян, Берново Лука, Сухостава, Выхватинцы 2, Криничек, Незвиско.

2)    Южнорусские степи, Поволжье, Приуралье.
Смешанный характер культурно-хозяйственных типов для культур данного региона: земледельческо-скотоводческий и охотничье-рыболовческий. Высокий уровень мобильности культуры.

Сочетание земледелия и скотоводства в древнеямной культуре. Дискуссия о древнеямной культуре как протоиндоевропейской.

Формы сосудов, техника лепки, приоритетные формы орнамента  (имитация плетёнки, «ёлочный» и гребёнчатый узоры) в древнеямной культуре.

Антропоморфные стелы древнеямной культуры.

Памятники. сосуды и стелы древнеямной культуры.

Волосовская культура как пример охотничье-рыболовческого типа. Основные сюжеты, материалы волосовской пластики. Специфика изобразительной традиции волосовской культуры.

Памятники. статуэтка человека с поселения Сахтыш, статуэтка собаки с поселения Юртик, фигурка птицы с поселения Ивановское VII.

3)    Кавказ и Закавказье.
Культуры Кавказа как проводники достижений мировых цивилизаций на территорию евразийских степей.
Майкопский курган и его изобразительный «репертуар». Связь Майкопского кургана с памятниками ранней бронзы в Передней Азии.

Металлопластика  кобанской культуры: основные образы и система их декора.

Торевтика Триалетской культуры как пример изделий малоазийско-закавказкого культурного ареала с признаками месопотамского влияния.

Памятники. серебряные сосуды и золотые фигурки быков из Майкопского кургана. Бронзовые топоры с гравированными лезвиями кобанской культуры. Кубки из Триалети.

Тема 2. Искусство бронзового века на территории Азии.

Культуры древних скотоводов. Основные мировоззренческие черты скотоводческих племён. Специфика взаимоотношения с автохтоным населением.

Основные центры искусства бронзового века на азиатской территории:
1)    Урал и Западная Сибирь.
Сейминско-Турбинская культура: ареал и основные памятники.  Бронзовые и каменные изделия: приоритетные сюжеты и семантика.
Памятники. бронзовые ножи с фигурными навершиями из Сеймы и Ростовки, скульптура из поселения Самусь IV, статуэтка сидящего мужчины, найденная у г. Курган (т. наз. Звездочёт), женская статуэтка с р. Атбасарка.

2)    Южная Сибирь.
Окунёвская культура в Южной Сибири. Дискуссии о датировках и этнокультурной принадлежности окуневской культуры. Трёхчастная композиция стел окуневской культуры. Основные сюжеты и образы (трёхглазые антропоморфные существа с бычьими рогами, личины, фантастический хищник с оскаленной пастью и длинным раздвоенным языком, колесницы). Стилистическая и иконографическая неоднородность окуневских стел.

Памятники. стелы из Черновой VIII, Разлив X, улуса Бутрахты, чаатаса Усть-Бюрь, ст. Шира.
Афанасьевская культура – культура степных скотоводов в Южной Сибири. Своеобразие пантеона и репертуара мифологических сюжетов афанасьевцев. Основыне темы и сюжеты: повозки ( или колесницы), одомашненных животных (быки с петлями в ноздрях и «бубенцами» на шее). Трёхчастная композиия стел афанасьевской культуры.

Памятники. стелы из Знаменки и Красного Камня.

Петроглифы Енисея, Томи и Ангары как отражение мировоззрения охотничье-рыболовческих культур. Основные сюжеты и образы (лоси, осетровые рыбы, охота, ритуальные действа). Вопрос о стилистическом сходстве енисейских и ангарских петроглифов. Стилистическое сходство как показатель миграционных процессов, происходивших по течению рек (вниз по Ангаре, затем вверх по Енисею).

Пойма р. Енисей как место соприкосновения охотничье-рыболовческих культур и скотоводческой (афансьевской). Отражение этих миграционных процессов в специфике образов енисейских петроглифов: смена центрального персонажа  с лося (Ангара) на быка (Енисей).

Петроглифы Томской писаницы как последний памятник «ангарского стиля».
Памятники. Петроглифы Енисея (Оглахты, Тепсей, Усть – Туба II, Шалоболино). Роспись у Сосоновки Джойской. Томская писаница. Первый и Второй  Каменные о-ва на Ангаре.

3)    Восточная Сибирь.
Основные арелы распространения памятников: р. Лена и её притоки (р. Тальма), бассейн р. Амур, Чукотка. Культуры охотников и рыболовов.
Живопись и петроглифы Восточной Сибири: основные тем и приоритетные приёмы исполнения.
Памятники. Шишкинские писаницы (р. Лена), писаницы на р. Тальма, петроглифы Сакачи-Алян (бассейн р. Амур), петроглифы на р. Пегтымель (Чукотка).
Пластика Восточной Сибири. Архаичность образов, используемых материалов и приёмов исполнения как свидетельство специфики культурного развития этой территории.
Памятники. костяные статуэтки с изображением людей из Усть-Уда, глиняная статуэтка женщины с поселения Кондон.

4) Средняя Азия и Казахстан.
Два типа культур: оседло-земледельческие в оазисах и скотоводческие в степных и горных районах. Специфика мировосприятия в двух типах культур. Типологическое сходство в образах и приоритетных темах земледельческих культур Средней Азии  с Месопотамией, Ираном, Закавказьем и др. регионами расписной керамики и глиняной пластики.
Расписная керамика юга Средней Азии (Южная Туркмения). Два типа основных узоров: абстрактно-геометрический  и фигуративный с использованием изображений людей, животных и растений. Специфика формы сосудов.
 

Основополагающие темы и сюжеты в пластике земледельцев Средней Азии. Два основных типа южнотуркменской пластики: некачественно вылепленная и сделанная тщательно, украшенная налепами и росписью. Эволюция типов пластики.
Памятники. сосуды из Алтын-депе, Кара-депе. Статуэтки из Кара-депе, Алтын-тепе, Ялангач-депе.
Петроглифы предгорных и горных районов Средней Азии и Казахстана: основные темы, специфика сюжета.
Памятники. петроглифы Каратау (юг Казахстана), Тамгалы (Казахстан), Саймалы-Таш (Ферганский хребет), Жалтырак-Таша (Казахстан)

Раздел VII. Мегалитические сооружения.

Типы мегалитических сооружений: менгиры, дольмены кромлехи. Проблемы датирования мегалитических сооружений. Споры о назначении и функциях мегалитов. Ареал распространения мегалитических сооружений.
Стоунхендж: этапы строительства, композиция, функция и семантика архитектурной формы.
Памятники. Дорога Менгиров в Карнаке (Франция). Стоунхендж.

Раздел VIII. Роль и место первобытного искусства в мировой культуре.

Первобытный синкретизм. Мифо-ритуальная деятельность и ее выражение через искусство. Мифологизм первобытного искусства. Анималистический и антропоморфный комплекс как отражение мироустройства в представлении первобытного человека. Отражение основных мифов в первобытном искусстве. Основные ритуалы для эпохи первобытного общества. Проблемы реконструкции первобытной культуры. Основные черты первобытного сознания. Восприятие  времени и пространства в первобытном обществе.
Особенности интерпретации памятников первобытного искусства. Языковые и изобразительные универсалии и архетипы. Техника сравнительного изучения основных тем и сюжетов первобытного искусства: поиск аналогий, составление сравнительных таблиц. Качественное различие изобразительного и словесного языков. Изобразительная и словесная метафора. Невозможность «жёсткой» интерпретации. Критерии непротиворечивости.

«Сквозные сюжеты». Стадиальность и влияния в развитии первобытного искусства. Сюжетные «универсалии» и их локальные особенности.

Первобытное искусство и современный художественный процесс. Образы и стилистика первобытного искусства в творчестве профессиональных и народных художников.

ПЛАН КУРСА, ЛИТЕРАТУРА

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008