на главную карта сайта написать нам поиск
s-and-e logo

УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ В ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ

Автор курса: Амир Владимирович Садур, выпускник Свято-Филаретовского института, специалист по сравнительному богословию (исламо-христианский диалог), участник всероссийских и международных богословских конференций.

Содержание настоящего курса составит сравнительный анализ учения о спасения в двух мировых религиях авраамитского типа. Данный (сотериологический) аспект представляет один из наиболее острых вопросов их соотношения.Предполагаемый объем курса 4-6 лекций.

Курс рассчитан на студентов, ознакомленных как с основными учениями и направлениями ислама, так и христианства.

Первая часть курса касается исследования отношения к эмпирической природе человека и отношению к ней в двух представляемых религиях; Согласно тексту Библии Первочеловек (Адам) нарушил заповедь Творца, вследствие чего он: утерял возможность непосредственного общения с Ним. Также он утерял единое и целостное восприятие «субъекта» и «объекта», «увидел, что он наг» вследствие чего получил «одежды кожаные», получил наказания, был изгнан из Эдема.

Святоотеческое учение говорит, что в результате проступка Адама возник «первородный грех», передаваемый каждому человеку с рождения. Согласно Корану Адам являющийся наместником (халифа) Аллаха с момента сотворения также ослушался Его заповеди (Коран 20:123 К). За это также был изгнан из Эдема, но раскаялся, и был прощён (Коран 2:37 С. 20:122 К). Таким образом, несмотря на то, что более поздние тексты (хадисы) говорят о наличии злого начала в природе человека с рождения (“Абу Хурайра, да будет доволен им Господь, поведал: “Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословенье и мир, сказал: Ни один младенец не рождается без того, чтобы не коснулся (букв. nakhasa - ужалил, кольнул) его сатана, и кричит он от этого прикосновения сатаны, не случилось этого только с Сыном Марии и матерью его” (См. al-BukhaЇriЇ. KitaЇb ah·aЇdiЇth al-anbiyaЇ’, h·adiЇth ruk·m 1381.)), в целом коранический текст и последующая традиция отрицает наличие «первородного греха».

Также в данной части предполагается анализ событий, последовавших за ослушанием Первочеловека, как они представлены в текстах Священных Писаний, а также в Предании христиан и мусульман, учение о спасении как они представлены в мусульманской и христианской традициях.

Вторая часть представляемого курса предполагает сравнительный анализ роли личности Христа в спасении христиан, а также роли Мухаммада в спасении мусульман.

Предполагается представить (вкратце) учения о спасении основных направлений христианства и ислама.

Отдельно будет рассмотрены два таких крупных направления ислама, как шиизм и исламский мистицизм (тасаввуф, суфизм), где роль харизматического лидера (Махди, Али, шейха, Кутба) играет особое значение. Сопоставление роли харизматического лидера в данных направлениях ислама и роли личности Христа для христиан.

Третья часть курса предполагает рассмотреть учение о сотериологической роли Мухаммада, представляющее его личность, сотворённой прежде всего Творения, а также богословские проблемы в исламе, с данным представлением связанные.

Также в этой части предполагается рассмотреть некоторые тексты, принадлежащие перу византийских авторов, критикующих такого рода представление о пророке мусульман.

Также будут рассмотрены как некоторые средневековые, так и современные авторы (а также религиозно-политические течения с ними связанные), которые также отрицают «сверхчеловеческие» качества и особую сотериологическую роль Мухаммада. Будут рассмотрены некоторые проблемы в исламском мире, с этим связанные.

Четвёртая часть курса предполагает рассмотрение взглядов салафитских (фундаменталистских)(Исламский фундаментализм, большинство направлений которого ведут своё начало от Мухаммада ибн абд уль Ваххаба (ум. 1792). В настоящее время к салафитским направлениям ислама принадлежат такие направления, как ИГИЛ, Джебхат ан Нусра и др.) направлений ислама, категорически неприемлющих восприятие пророка ислама, как «сверхчеловека», и заступника и ходатая за всех мусульман. В данной части также будут рассмотрены святоотеческие взгляды на ислам и пророка ислама Мухаммада, а также взгляды некоторых современных православных богословов на данный вопрос.

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2008